Задержки развития аутистического спектра

Аутизм – это нарушение психического развития, которое сопровождается дефицитом социальных взаимодействий, трудностями при установлении контакта и общения с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. 

Причины развития заболевания до конца не выяснены. Большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется у детей в возрасте до 3 лет, однако первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.

 
Некоторые «эксперты» по психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Однако опыт родителей говорит о другом. С помощью современных методов лечения и терапевтических мероприятий у многих детей с аутизмом постепенно наблюдается улучшение. Уровень возбуждения и повторяющегося поведения ребенка снижается, начинают развиваться его речевые и социальные навыки.

Хотя «вылечить» аутизм и невозможно, улучшить поведение ребенка, развить его речь и помочь ему социально адаптироваться - это и возможно, и необходимо.

Записаться на приём


Симптомы аутизма

Замкнутость. Кажется, что ребенок с аутизмом существует в своем собственном мире и не может вступить в контакт или попросить о том, в чем он нуждается. Дети с аутизмом могут быть привязаны к своей матери практическими или эмоциональными способами, например, требовать, чтобы она кормила или одевала их, и при этом  избегать любых контактов с другими людьми, физических и даже зрительных.

Нарушения речи. Речевые нарушения являются одним из основных симптомов аутизма и могут варьироваться от полной неспособности говорить до сложностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Важно помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален и может иметь свои собственные особенности в речи и общении. С помощью специальных методов работы и поддержки окружающих, многие дети с аутизмом могут улучшить свои навыки общения и взаимодействия.

Нарушения речи могут выражаться в неспособности говорить вовсе или использовать в речи только нечленораздельные звуки (вокализмы). Также, может быть, повторение отдельных слов, как бы «эхом» за родителями или телевизором (эхолалия). Некоторые дети с аутизмом могут использовать шаблонные фразы, но при этом не отвечать на вопросы и не вступать в диалог. В легких случаях ребенок с аутизмом может разговаривать, но не использует в речи личные местоимения.

Нарушения психического и речевого развития. Большинство детей с диагнозом аутизм также испытывают нарушения как в своем психическом, так и в речевом развитии. Тяжесть этих нарушений сильно варьируется в зависимости от конкретной формы аутизма. Например, дети с синдромом Каннера часто испытывают серьезные задержки в развитии, в то время как дети с синдромом Аспергера могут иметь относительно нормальное интеллектуальное развитие. 

В случаях раннего детского аутизма дети изначально демонстрируют нормальное развитие, но позже теряют приобретенные навыки из-за различных негативных факторов, таких как побочные реакции на вакцины, обширные ожоги, анестезия во время операции, болезненные процедуры в больницах, сильный стресс и экстремальные ситуации (такие как вторжение в дом). Раньше эти дети, возможно, могли говорить, самостоятельно питаться и играть в обычные детские игры, но затем они регрессировали и начали демонстрировать повторяющееся поведение.

Нарушение социальной адаптации является серьезным вызовом для ребенка с аутизмом. Он может с трудом общаться и взаимодействовать с другими детьми и даже может их избегать. Это особенно заметно в детском саду, где ребенок внезапно проявляет аутистические черты, такие как отказ от еды, отсутствие интереса к играм и общению с другими детьми, отсутствие реакции на требования и просьбы воспитателей. Некоторые дети с аутизмом также могут выступать агрессивно по отношению к другим детям.

Повторяющееся поведение у детей с аутизмом. Многие действия, выполняемые детьми с аутизмом, становятся повторяющимися, или «стереотипными». Эти так называемые «стереотипы» могут принимать самые разные формы. Некоторые дети с аутизмом могут трясти руками, другие могут бегать кругами, расхаживать взад-вперед, в то время как третьи могут расставлять предметы в определенном порядке, часами просеивать песок или рвать бумагу на тонкие полоски. У детей с аутизмом существует широкий спектр стереотипов, но все они имеют общую характеристику - они повторяющиеся и не имеют очевидной цели.

Ранее, в 70 - 80-х годах прошлого столетия психиатры считали, что аутизм у детей - это расстройство шизофренического спектра. Однако в последние десятилетия врачи пришли к выводу, что это не так. Существует мнение, что у многих детей диагноз аутизм ставится неверно, их диагностируют слишком подробно - это называется гипердиагностика. Так, если у ребенка присутствует повреждение головного мозга, вызванное факторами, такими как внутриутробное заражение, недоношенность, асфиксия в родах, родовая травма, внутричерепная гипертензия и другие, то внешние проявления могут быть схожи с аутизмом. С помощью современных реабилитационных методов эти проявления могут быть постепенно устранены, а психоречевое развитие ребенка восстановлено до нормы.


Комментарий доктора медицинских наук, Ведущего детского невролога сети клиник «Реацентр», Гавриловой Татьяны Алексеевны

Развитие головного мозга ребенка­ - аутиста имеет свои особенности: 

 
1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей. Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.). Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате). Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности. Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии ­ многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, Стереотипии ­ многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.).

3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим ­ говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») ­ это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют ­ ребенок обращается с просьбой или требует. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий». В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия. Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска», на самом деле у ребенка болит голова. Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга. Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент ­ как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» ­ любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции. 


Примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединностволовые структуры. 

Сложные социальные эмоции -­ любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-­стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции ­ страх или агрессия (аутоагрессия).


Лечение аутизма

 
Лечение ребенка - аутиста должно быть комплексным. В пансионате Реацентр Самара в основе лечения лежит авторский метод с использованием Микротоковой рефлексотерапии. Лечение каждого ребенка проводится по индивидуальной программе, составленной на основе всех доступных объективных и субъективных данных, в том числе полученных в ходе комплексного электропунктурного исследования комплексом МТРТ с приборами МЭКС (MERT)®.


Программа лечения может включать:

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом

• для понимания происходящих событий

• для развития логического мышления

• для развития сознательной инициативы

• для развития сложных эмоций (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)

• для выработки социально­ - бытовых навыков (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

 

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом: 

• для улучшения понимания речи

• для расширения активного словарного запаса

• для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)

• для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)

• для развития навыка диалоговой речи. 


3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков: 

• для повышения интереса к коррекционным занятиям (изучение с логопедом­дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д.)

• для развития навыков чтения, письма, счета

• для подготовки ребенка к процессу обучения в школе 


4. Снижение патологической активности срединно­стволовых структур головного мозга: 

• для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации

• для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности)


5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления): 

• для прекращения головных болей

• для нормализации сна

• для снижения возбудимости

 

Помощь при аутизме (аутистических проявлениях) 

Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку с аутистическими проявлениями совместно с лечением  необходима комплексная реабилитация, а именно: систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом. 

Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов). Коррекционные занятия по программе комплексной реабилитации можно начинать уже во время первого курса лечения аутизма, и продолжать их дома. 

Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии: 

♦ между 1 и 2 курсом лечения -­ от 3 до ­4 недель

♦ между 2 и 3 курсом лечения -­ от 6 до ­8 недель

В перерывах между курсами детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно­-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии). 

Будьте бдительны!  Только авторский метод лечения с применением программно-аппаратного комплекса МТРТ с приборами МЭКС (MERT)® зарегистрирован Росздравнадзором, а защищенные патентами на изобретение методики признаны в качестве «Новой медицинской технологии» и имеют официальные разрешения на применение в этом качестве. Указанные методики и программно - аппаратный комплекс применяется исключительно в сети клиник "Реацентр", и нигде более, а проводить такое  лечение имеют право только лица с высшим медицинским образованием, прошедшие дополнительную специализацию в «Реацентре» г. Самара. 

Во всех других клиниках вашему ребенку будут проводить другие процедуры, на других приборах и программах, часто - с не подтвержденными эффективностью и безопасностью

Записаться на приём

 Читать по теме: