Задержки развития аутистического спектра
Аутизм – это нарушение психического развития, которое сопровождается дефицитом социальных взаимодействий, трудностями при установлении контакта и общения с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Причины развития заболевания до конца не выяснены. Большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется у детей в возрасте до 3 лет, однако первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.
Некоторые «эксперты» по психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Однако опыт родителей говорит о другом. С помощью современных методов лечения и терапевтических мероприятий у многих детей с аутизмом постепенно наблюдается улучшение. Уровень возбуждения и повторяющегося поведения ребенка снижается, начинают развиваться его речевые и социальные навыки.
Хотя «вылечить» аутизм и невозможно, улучшить поведение ребенка, развить его речь и помочь ему социально адаптироваться - это и возможно, и необходимо.
Записаться на приём
Симптомы аутизма
Замкнутость. Кажется, что ребенок с аутизмом существует в своем собственном мире и не может вступить в контакт или попросить о том, в чем он нуждается. Дети с аутизмом могут быть привязаны к своей матери практическими или эмоциональными способами, например, требовать, чтобы она кормила или одевала их, и при этом избегать любых контактов с другими людьми, физических и даже зрительных.
Нарушения речи. Речевые нарушения являются одним из основных симптомов аутизма и могут варьироваться от полной неспособности говорить до сложностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Важно помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален и может иметь свои собственные особенности в речи и общении. С помощью специальных методов работы и поддержки окружающих, многие дети с аутизмом могут улучшить свои навыки общения и взаимодействия.
Нарушения речи могут выражаться в неспособности говорить вовсе или использовать в речи только нечленораздельные звуки (вокализмы). Также, может быть, повторение отдельных слов, как бы «эхом» за родителями или телевизором (эхолалия). Некоторые дети с аутизмом могут использовать шаблонные фразы, но при этом не отвечать на вопросы и не вступать в диалог. В легких случаях ребенок с аутизмом может разговаривать, но не использует в речи личные местоимения.
Нарушения психического и речевого развития. Большинство детей с диагнозом аутизм также испытывают нарушения как в своем психическом, так и в речевом развитии. Тяжесть этих нарушений сильно варьируется в зависимости от конкретной формы аутизма. Например, дети с синдромом Каннера часто испытывают серьезные задержки в развитии, в то время как дети с синдромом Аспергера могут иметь относительно нормальное интеллектуальное развитие.
В случаях раннего детского аутизма дети изначально демонстрируют нормальное развитие, но позже теряют приобретенные навыки из-за различных негативных факторов, таких как побочные реакции на вакцины, обширные ожоги, анестезия во время операции, болезненные процедуры в больницах, сильный стресс и экстремальные ситуации (такие как вторжение в дом). Раньше эти дети, возможно, могли говорить, самостоятельно питаться и играть в обычные детские игры, но затем они регрессировали и начали демонстрировать повторяющееся поведение.
Нарушение социальной адаптации является серьезным вызовом для ребенка с аутизмом. Он может с трудом общаться и взаимодействовать с другими детьми и даже может их избегать. Это особенно заметно в детском саду, где ребенок внезапно проявляет аутистические черты, такие как отказ от еды, отсутствие интереса к играм и общению с другими детьми, отсутствие реакции на требования и просьбы воспитателей. Некоторые дети с аутизмом также могут выступать агрессивно по отношению к другим детям.
Повторяющееся поведение у детей с аутизмом. Многие действия, выполняемые детьми с аутизмом, становятся повторяющимися, или «стереотипными». Эти так называемые «стереотипы» могут принимать самые разные формы. Некоторые дети с аутизмом могут трясти руками, другие могут бегать кругами, расхаживать взад-вперед, в то время как третьи могут расставлять предметы в определенном порядке, часами просеивать песок или рвать бумагу на тонкие полоски. У детей с аутизмом существует широкий спектр стереотипов, но все они имеют общую характеристику - они повторяющиеся и не имеют очевидной цели.
Ранее, в 70 - 80-х годах прошлого столетия психиатры считали, что аутизм у детей - это расстройство шизофренического спектра. Однако в последние десятилетия врачи пришли к выводу, что это не так. Существует мнение, что у многих детей диагноз аутизм ставится неверно, их диагностируют слишком подробно - это называется гипердиагностика. Так, если у ребенка присутствует повреждение головного мозга, вызванное факторами, такими как внутриутробное заражение, недоношенность, асфиксия в родах, родовая травма, внутричерепная гипертензия и другие, то внешние проявления могут быть схожи с аутизмом. С помощью современных реабилитационных методов эти проявления могут быть постепенно устранены, а психоречевое развитие ребенка восстановлено до нормы.
Комментарий доктора медицинских наук, Ведущего детского невролога сети клиник «Реацентр», Гавриловой Татьяны Алексеевны
Развитие головного мозга ребенка - аутиста имеет свои особенности:
1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей. Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.
2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.). Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате). Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности. Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, Стереотипии многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.).
3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют ребенок обращается с просьбой или требует. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий». В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).
4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия. Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска», на самом деле у ребенка болит голова. Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.
5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга. Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…
6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?
Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.
Примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединностволовые структуры.
Сложные социальные эмоции - любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции страх или агрессия (аутоагрессия).
Лечение аутизма
Лечение ребенка - аутиста должно быть комплексным. В пансионате Реацентр Самара в основе лечения лежит авторский метод с использованием Микротоковой рефлексотерапии. Лечение каждого ребенка проводится по индивидуальной программе, составленной на основе всех доступных объективных и субъективных данных, в том числе полученных в ходе комплексного электропунктурного исследования комплексом МТРТ с приборами МЭКС (MERT)®.
Программа лечения может включать:
1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:
• для понимания происходящих событий
• для развития логического мышления
• для развития сознательной инициативы
• для развития сложных эмоций (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
• для выработки социально - бытовых навыков (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)
2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:
• для улучшения понимания речи
• для расширения активного словарного запаса
• для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
• для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
• для развития навыка диалоговой речи.
3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:
• для повышения интереса к коррекционным занятиям (изучение с логопедомдефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д.)
• для развития навыков чтения, письма, счета
• для подготовки ребенка к процессу обучения в школе
4. Снижение патологической активности срединностволовых структур головного мозга:
• для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации
• для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности)
5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):
• для прекращения головных болей
• для нормализации сна
• для снижения возбудимости
Помощь при аутизме (аутистических проявлениях)
Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку с аутистическими проявлениями совместно с лечением необходима комплексная реабилитация, а именно: систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.
Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов). Коррекционные занятия по программе комплексной реабилитации можно начинать уже во время первого курса лечения аутизма, и продолжать их дома.
Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:
♦ между 1 и 2 курсом лечения - от 3 до 4 недель
♦ между 2 и 3 курсом лечения - от 6 до 8 недель
В перерывах между курсами детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).
Будьте бдительны! Только авторский метод лечения с применением программно-аппаратного комплекса МТРТ с приборами МЭКС (MERT)® зарегистрирован Росздравнадзором, а защищенные патентами на изобретение методики признаны в качестве «Новой медицинской технологии» и имеют официальные разрешения на применение в этом качестве. Указанные методики и программно - аппаратный комплекс применяется исключительно в сети клиник "Реацентр", и нигде более, а проводить такое лечение имеют право только лица с высшим медицинским образованием, прошедшие дополнительную специализацию в «Реацентре» г. Самара.
Во всех других клиниках вашему ребенку будут проводить другие процедуры, на других приборах и программах, часто - с не подтвержденными эффективностью и безопасностью
Записаться на приёмЧитать по теме: