• Дизартрия

ПАНСИОНАТ РЕАЦЕНТР, ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НЕВРОЛОГИИ И РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ



• Дизартрия

Описание

Основные симптомы, признаки и методы лечения дизартрии

Дизартрия - это нарушение речи, которое возникает в результате повреждения центральной нервной системы. Это может быть вызвано множеством факторов, включая инсульт, травму головы, нейродегенеративные заболевания, опухоли головного мозга и другие состояния. Дизартрия проявляется в различных формах, но обычно характеризуется неразборчивой речью, медленной или искаженной артикуляцией, а также проблемами с голосом и ритмом речи.


Симптомы дизартрии


Симптомы дизартрии могут варьироваться в зависимости от типа нарушения, но часто включают в себя:

♦ Искаженную артикуляцию звуков: пациенты с дизартрией могут неправильно произносить звуки, что делает их речь неразборчивой для других людей.

♦ Проблемы с голосом: дизартрия может также привести к изменению тональности голоса и ритму речи.

♦ Медленную речь: пациенты могут говорить медленно, теряя при этом свою обычную интонацию и ритм речи.

♦ Трудности в произношении слов: люди с дизартрией могут испытывать трудности с произношением слов, особенно в случае сложных или длинных слов.

♦ Слабая артикуляция: это проявляется в недостаточном контроле над мышцами рта, что делает речь неразборчивой и медленной.

♦ Слабость мышц: при дизартрии могут наблюдаться проблемы с мышечным тонусом и силой, что затрудняет произношение слов.


Признаки дизартрии

 
Признаки дизартрии могут проявляться в разных формах, в зависимости от типа нарушения. Вот некоторые из них:

♦ Атаксическая дизартрия: проявляется в слабости мышц и проблемах с координацией движений рта и языка. Пациенты могут говорить медленно и неразборчиво.

♦ Дизартрия по типу нервно-мышечной дистрофии: возникает из-за заболеваний, которые приводят к ухудшению мышечной массы и силы, что может повлиять на артикуляцию и ритм речи. Пациенты могут испытывать трудности в произношении слов и изменении тональности голоса.

♦ Дизартрия, вызванная инсультом: возникает в результате повреждения мозга в результате инсульта. Пациенты могут испытывать проблемы с произношением слов и контролем над мышцами рта и гортани.

♦ Дизартрия, вызванная травмой головы: может возникнуть из-за травмы головы, которая повредила центральную нервную систему. Пациенты могут испытывать проблемы с произношением слов, артикуляцией и ритмом речи.

 
Формы дизартрии


Бульбарная дизартрия

 
Бульбарная дизартрия получила свое название из-за ее связи с продолговатым мозгом, который напоминает форму луковицы. Это нарушение речи, которое обусловлено заболеванием (воспалением) или опухолью продолговатого мозга. В этом случае разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов, таких как языкоглоточный, блуждающий, подъязычный, а иногда и тройничный и лицевой.


Бульбарная дизартрия характеризуется параличом или парезом мышц глотки, гортани, языка и мягкого неба. У детей с этим нарушением наблюдается нарушение глотания твердой и жидкой пищи, а жевание становится затруднительным. Парез голосовых складок и мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: голос становится слабым и назализованным, звонкие звуки в речи не реализуются. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, что приводит к выраженному назальному оттенку в звуках речи.


У детей с бульбарной дизартрией наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь становится невнятной, крайне нечеткой и замедленной. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией обычно бывает амимичным.


Лечение бульбарной дизартрии напрямую зависит от ее причины и формы. В некоторых случаях могут быть предписаны препараты, которые помогут уменьшить симптомы. В более серьезных случаях может потребоваться операция. Важно обратиться за медицинской помощью как можно раньше, чтобы определить наличие бульбарной дизартрии и начать лечение, так как это может помочь улучшить прогноз и качество жизни.


Подкорковая дизартрия

Подкорковая дизартрия возникает при поражении узлов головного мозга, расположенных под корой. Это заболевание проявляется в нарушении мышечного тонуса и наличии гиперкинеза, что характерно для него. Гиперкинез представляет собой насильственные непроизвольные движения, которые невозможно контролировать. Они могут проявляться как в покое, так и при речевом акте.


Изменение мышечного тонуса, который может меняться от нормального к повышенному, в сочетании с гиперкинезом, приводит к нарушениям фонации и артикуляции. Ребенок может корректно произносить звуки, слова и короткие фразы, особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта, но в следующий момент не может произнести ни одного звука. Это может вызвать артикуляторный спазм, напряжение языка и прерывание голоса.


Иногда у детей наблюдаются непроизвольные выкрики и "прорываются" гортанные звуки. Они могут произносить слова и фразы слишком быстро или монотонно, с длинными паузами между словами. В связи с нарушениями артикуляционных движений при произнесении звуков, а также нарушениями тембра и силы голоса, речь ребенка становится менее понятной.


Характерной чертой подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи, такой как темп, ритм и интонация. Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования и речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, которые могут изменяться в зависимости от состояния ребенка, и отражаются прежде всего на коммуникативной функции речи.


Иногда подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, что может осложнить речевой дефект у детей.


 
Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия проявляется в виде дикции с прерывистыми паузами, которая иногда может включать выкрики отдельных звуков. Однако у детей чистая форма этого заболевания встречается редко.


Корковая дизартрия

Выделение и распознавание корковой дизартрии представляет значительные трудности. Эта форма нарушает произвольную моторику артикуляционного аппарата, что приводит к трудностям в произношении слов со сложной звуковой и слоговой структурой. У детей с корковой дизартрией затруднен переход от одного звука к другому и от одной артикуляционной позы к другой, особенно трудны сочетания согласных звуков.


При быстром темпе речи возникают запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с корковой дизартрией не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи.


Корковую дизартрию также нужно отличать от дислалии. Дети с корковой дизартрией трудно воспроизводят артикуляционную позу и испытывают трудности с автоматизацией дефектных звуков в речи, хотя быстро исправляют их при изолированном произношении.  При коррекции следует обратить внимание на эти особенности.


Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия - это часто встречающаяся форма дизартрии у детей. Она возникает вследствие поражения мозга в раннем детстве, во время родов или даже во внутриутробный период, вызванного различными факторами, такими как энцефалит, родовые травмы, опухоли, интоксикация и др. Это приводит к возникновению псевдобульбарного паралича или пареза, связанных с повреждением нервных путей, связывающих кору головного мозга с ядрами языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.


Клинические проявления псевдобульбарной дизартрии включают нарушения в мимической и артикуляционной мускулатуре, что делает ее похожей на бульбарную дизартрию. Однако, в отличие от бульбарной дизартрии, псевдобульбарная дизартрия имеет большие возможности для коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи.


При псевдобульбарном параличе нарушается как общая, так и речевая моторика у ребенка. Он может плохо сосать, поперхиваться, захлебываться, и плохо глотать. Мускулатура лица также может быть нарушена, и изо рта может течь слюна.


Степень нарушения артикуляционной и речевой моторики может быть разной, и условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.


Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием значительных нарушений движений артикуляционного аппарата. Однако трудности с произношением заключаются в медленных и неточных движениях языка и губ. 


Расстройство жевания и глотания обычно не проявляется ярко, за исключением редких поперхиваний. Произношение затруднено из-за недостаточно четкой артикуляционной моторики, что приводит к замедленной и немного размытой речи. Сложные звуки, такие как "ж", "ш", "р", "ц" и "ч", наиболее часто вызывают затруднения в произношении, а звонкие звуки произносятся недостаточно громко. Мягкие звуки, требующие подъема средней части спинки языка к твердому нёбу, также могут вызывать затруднения.


Недостатки в произношении могут негативно сказаться на фонематическом развитии. Большинство детей с легкой дизартрией испытывают трудности в звуковом анализе и могут допускать специфические ошибки при письме, такие как замены звуков (например, "т" на "д" или "ч" на "ц"). Однако нарушение структуры слова, грамматики и лексики почти не наблюдается, и своеобразие можно выявить только при тщательном обследовании.


Дети с этим расстройством, у которых нормальный слух и хорошее умственное развитие, обычно посещают логопедические занятия в детской поликлинике или в логопедическом пункте общеобразовательной школы. Родители также могут сыграть важную роль в помощи детям справиться с этим дефектом.


Дети со средней дизартрией представляют самую многочисленную группу. У них часто наблюдается амимия, то есть отсутствие движений лицевых мышц. Это означает, что ребенок не может выпучить щеки, вытянуть губы или сжать их вместе. Ограничены движения языка, и ребенок может испытывать трудности с поднятием кончика языка вверх, поворотом его вправо или влево, и удержанием в данном положении. Переключение от одного движения к другому также представляет значительную трудность. Мягкое нёбо может быть малоподвижным, и речь может иметь назальный оттенок. Часто возникает избыточное слюнотечение, а акты жевания и глотания затруднены.


Из-за нарушения функции артикуляционного аппарата дети с умеренной дизартрией страдают от тяжелого дефекта произношения. Речь таких детей обычно невнятная, смазанная и тихая. Артикуляция гласных затруднена из-за малоподвижности губ и языка, и гласные звуки "a" и "у" часто нечеткие, в то время как звуки "и" и "ы" могут смешиваться. Согласные звуки "п", "т", "м", "н", "к" и "х" чаще сохраняются, а звуки "ч" и "ц", "р" и "л" могут произноситься приближенно, с носовым выдохом и неприятным звуком. Ротовая струя, выдыхаемая при произнесении звуков, ощущается очень слабо. Звонкие согласные звуки часто заменяются глухими, а звуки в конце слова и в сочетаниях согласных часто опускаются.


В результате речь детей, страдающих умеренной дизартрией, может быть настолько непонятной, что они предпочитают не говорить вовсе. Это в сочетании с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) ограничивает опыт речевого общения для ребенка.

Дети с такими нарушениями не могут ходить в обычную школу. С такими нарушениями речи созданы специальные коррекционные школы.


Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии, известная как анартрия, характеризуется серьезным поражением мышц речевого аппарата, что приводит к полной бездеятельности органов речи. Дети, страдающие анартрией, имеют маскообразное лицо, опущенную нижнюю челюсть и постоянно открытый рот. Язык лежит неподвижно на дне ротовой полости, а движения губ сильно ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Ребенок с анартрией не может произносить слова и может издавать только нечленораздельные звуки.


Несмотря на отсутствие речи, дети с анартрией, при хорошем умственном развитии, могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь благодаря специальным логопедическим методам, они успешно овладевают навыками письма и учатся основным школьным предметам.


Одним из характерных признаков псевдобульбарной дизартрии у детей является сохранение ритмического контура слова при искаженном произношении звуков. Дети смогут правильно произносить двусложные и трехсложные слова, однако произнесение четырехсложных слов может быть затруднено. Кроме того, произношение стечений согласных может привести к выпадению одного или обоих согласных звуков в слове, а также к уподоблению слогов.


Если моторика артикуляционного аппарата нарушена, это может привести к неправильному восприятию речевых звуков. Недостаточный опыт артикуляции и отсутствие четкого кинестетического образа звука могут привести к проблемам в звуковом анализе, что может проявляться в разной степени в зависимости от степени нарушения речедвижения.


Однако большинство специальных заданий для определения уровня звукового анализа недоступны детям, страдающим дизартрией. Они могут испытывать трудности в правильном подборе картинок, начинающихся на заданный звук, создании слов, содержащих определенный звук, или анализе звукового состава слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года учившийся в обычной школе, может назвать неправильно звуки в словах "полка" и "кот", а при задании выбрать картинки, содержащие звук "б", может ошибаться, откладывая банку, барабан, подушку, платок, пилу и белку.


Дети с лучшим произношением обычно допускают меньше ошибок, когда отбирают картинки по заданному звуку, например, они могут правильно выбрать картинки "сумка", "оса", "самолет" и "шар" по звуку "с". Однако дети с анартрией не могут выполнять такие формы звукового анализа.


Лечение дизартрии

Лечение дизартрии зависит от ее причины и формы. Основная цель лечения состоит в восстановлении нормальной речевой функции пациента. Вот некоторые методы лечения дизартрии:

♦ Логопедические упражнения: это может быть одним из наиболее эффективных методов лечения дизартрии. Логопедические упражнения могут включать в себя тренировку мышц рта и языка, упражнения на произношение звуков и слов, а также тренировки на улучшение контроля голоса и ритма речи.

♦ Физическая терапия: это может быть полезным для пациентов с дизартрией, вызванной травмой или нервно-мышечной дистрофией. Физическая терапия может помочь улучшить мышечный тонус и силу, что в свою очередь улучшает контроль над речью.

♦ Лекарства: иногда лекарства могут помочь улучшить речевую функцию у пациентов с дизартрией. Например, лекарства могут помочь улучшить контроль над мышцами и уменьшить спазмы мышц, что может сделать речь более четкой и понятной.

♦ Хирургическое лечение: иногда хирургическое вмешательство может быть необходимо для лечения дизартрии, особенно в случаях, когда причиной является опухоль головного мозга или другие патологии, которые могут быть устранены оперативным путем.


В заключение: дизартрия - это серьезное нарушение речи, которое может повлиять на качество жизни пациента. Причиной дизартрии могут быть различные заболевания и повреждения мозга. Лечение дизартрии включает в себя различные методы, в зависимости от ее причины и формы. 


Чем раньше вы обратитесь к специалистам за помощью, тем лучше будет прогноз и результаты лечения

Записаться на приём


   

Описание
•	Дизартрия

Основные симптомы, признаки и методы лечения дизартрии

Дизартрия - это нарушение речи, которое возникает в результате повреждения центральной нервной системы. Это может быть вызвано множеством факторов, включая инсульт, травму головы, нейродегенеративные заболевания, опухоли головного мозга и другие состояния. Дизартрия проявляется в различных формах, но обычно характеризуется неразборчивой речью, медленной или искаженной артикуляцией, а также проблемами с голосом и ритмом речи.


Симптомы дизартрии


Симптомы дизартрии могут варьироваться в зависимости от типа нарушения, но часто включают в себя:

♦ Искаженную артикуляцию звуков: пациенты с дизартрией могут неправильно произносить звуки, что делает их речь неразборчивой для других людей.

♦ Проблемы с голосом: дизартрия может также привести к изменению тональности голоса и ритму речи.

♦ Медленную речь: пациенты могут говорить медленно, теряя при этом свою обычную интонацию и ритм речи.

♦ Трудности в произношении слов: люди с дизартрией могут испытывать трудности с произношением слов, особенно в случае сложных или длинных слов.

♦ Слабая артикуляция: это проявляется в недостаточном контроле над мышцами рта, что делает речь неразборчивой и медленной.

♦ Слабость мышц: при дизартрии могут наблюдаться проблемы с мышечным тонусом и силой, что затрудняет произношение слов.


Признаки дизартрии

 
Признаки дизартрии могут проявляться в разных формах, в зависимости от типа нарушения. Вот некоторые из них:

♦ Атаксическая дизартрия: проявляется в слабости мышц и проблемах с координацией движений рта и языка. Пациенты могут говорить медленно и неразборчиво.

♦ Дизартрия по типу нервно-мышечной дистрофии: возникает из-за заболеваний, которые приводят к ухудшению мышечной массы и силы, что может повлиять на артикуляцию и ритм речи. Пациенты могут испытывать трудности в произношении слов и изменении тональности голоса.

♦ Дизартрия, вызванная инсультом: возникает в результате повреждения мозга в результате инсульта. Пациенты могут испытывать проблемы с произношением слов и контролем над мышцами рта и гортани.

♦ Дизартрия, вызванная травмой головы: может возникнуть из-за травмы головы, которая повредила центральную нервную систему. Пациенты могут испытывать проблемы с произношением слов, артикуляцией и ритмом речи.

 
Формы дизартрии


Бульбарная дизартрия

 
Бульбарная дизартрия получила свое название из-за ее связи с продолговатым мозгом, который напоминает форму луковицы. Это нарушение речи, которое обусловлено заболеванием (воспалением) или опухолью продолговатого мозга. В этом случае разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов, таких как языкоглоточный, блуждающий, подъязычный, а иногда и тройничный и лицевой.


Бульбарная дизартрия характеризуется параличом или парезом мышц глотки, гортани, языка и мягкого неба. У детей с этим нарушением наблюдается нарушение глотания твердой и жидкой пищи, а жевание становится затруднительным. Парез голосовых складок и мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: голос становится слабым и назализованным, звонкие звуки в речи не реализуются. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, что приводит к выраженному назальному оттенку в звуках речи.


У детей с бульбарной дизартрией наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь становится невнятной, крайне нечеткой и замедленной. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией обычно бывает амимичным.


Лечение бульбарной дизартрии напрямую зависит от ее причины и формы. В некоторых случаях могут быть предписаны препараты, которые помогут уменьшить симптомы. В более серьезных случаях может потребоваться операция. Важно обратиться за медицинской помощью как можно раньше, чтобы определить наличие бульбарной дизартрии и начать лечение, так как это может помочь улучшить прогноз и качество жизни.


Подкорковая дизартрия

Подкорковая дизартрия возникает при поражении узлов головного мозга, расположенных под корой. Это заболевание проявляется в нарушении мышечного тонуса и наличии гиперкинеза, что характерно для него. Гиперкинез представляет собой насильственные непроизвольные движения, которые невозможно контролировать. Они могут проявляться как в покое, так и при речевом акте.


Изменение мышечного тонуса, который может меняться от нормального к повышенному, в сочетании с гиперкинезом, приводит к нарушениям фонации и артикуляции. Ребенок может корректно произносить звуки, слова и короткие фразы, особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта, но в следующий момент не может произнести ни одного звука. Это может вызвать артикуляторный спазм, напряжение языка и прерывание голоса.


Иногда у детей наблюдаются непроизвольные выкрики и "прорываются" гортанные звуки. Они могут произносить слова и фразы слишком быстро или монотонно, с длинными паузами между словами. В связи с нарушениями артикуляционных движений при произнесении звуков, а также нарушениями тембра и силы голоса, речь ребенка становится менее понятной.


Характерной чертой подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи, такой как темп, ритм и интонация. Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования и речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, которые могут изменяться в зависимости от состояния ребенка, и отражаются прежде всего на коммуникативной функции речи.


Иногда подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, что может осложнить речевой дефект у детей.


 
Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия проявляется в виде дикции с прерывистыми паузами, которая иногда может включать выкрики отдельных звуков. Однако у детей чистая форма этого заболевания встречается редко.


Корковая дизартрия

Выделение и распознавание корковой дизартрии представляет значительные трудности. Эта форма нарушает произвольную моторику артикуляционного аппарата, что приводит к трудностям в произношении слов со сложной звуковой и слоговой структурой. У детей с корковой дизартрией затруднен переход от одного звука к другому и от одной артикуляционной позы к другой, особенно трудны сочетания согласных звуков.


При быстром темпе речи возникают запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с корковой дизартрией не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи.


Корковую дизартрию также нужно отличать от дислалии. Дети с корковой дизартрией трудно воспроизводят артикуляционную позу и испытывают трудности с автоматизацией дефектных звуков в речи, хотя быстро исправляют их при изолированном произношении.  При коррекции следует обратить внимание на эти особенности.


Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия - это часто встречающаяся форма дизартрии у детей. Она возникает вследствие поражения мозга в раннем детстве, во время родов или даже во внутриутробный период, вызванного различными факторами, такими как энцефалит, родовые травмы, опухоли, интоксикация и др. Это приводит к возникновению псевдобульбарного паралича или пареза, связанных с повреждением нервных путей, связывающих кору головного мозга с ядрами языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.


Клинические проявления псевдобульбарной дизартрии включают нарушения в мимической и артикуляционной мускулатуре, что делает ее похожей на бульбарную дизартрию. Однако, в отличие от бульбарной дизартрии, псевдобульбарная дизартрия имеет большие возможности для коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи.


При псевдобульбарном параличе нарушается как общая, так и речевая моторика у ребенка. Он может плохо сосать, поперхиваться, захлебываться, и плохо глотать. Мускулатура лица также может быть нарушена, и изо рта может течь слюна.


Степень нарушения артикуляционной и речевой моторики может быть разной, и условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.


Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием значительных нарушений движений артикуляционного аппарата. Однако трудности с произношением заключаются в медленных и неточных движениях языка и губ. 


Расстройство жевания и глотания обычно не проявляется ярко, за исключением редких поперхиваний. Произношение затруднено из-за недостаточно четкой артикуляционной моторики, что приводит к замедленной и немного размытой речи. Сложные звуки, такие как "ж", "ш", "р", "ц" и "ч", наиболее часто вызывают затруднения в произношении, а звонкие звуки произносятся недостаточно громко. Мягкие звуки, требующие подъема средней части спинки языка к твердому нёбу, также могут вызывать затруднения.


Недостатки в произношении могут негативно сказаться на фонематическом развитии. Большинство детей с легкой дизартрией испытывают трудности в звуковом анализе и могут допускать специфические ошибки при письме, такие как замены звуков (например, "т" на "д" или "ч" на "ц"). Однако нарушение структуры слова, грамматики и лексики почти не наблюдается, и своеобразие можно выявить только при тщательном обследовании.


Дети с этим расстройством, у которых нормальный слух и хорошее умственное развитие, обычно посещают логопедические занятия в детской поликлинике или в логопедическом пункте общеобразовательной школы. Родители также могут сыграть важную роль в помощи детям справиться с этим дефектом.


Дети со средней дизартрией представляют самую многочисленную группу. У них часто наблюдается амимия, то есть отсутствие движений лицевых мышц. Это означает, что ребенок не может выпучить щеки, вытянуть губы или сжать их вместе. Ограничены движения языка, и ребенок может испытывать трудности с поднятием кончика языка вверх, поворотом его вправо или влево, и удержанием в данном положении. Переключение от одного движения к другому также представляет значительную трудность. Мягкое нёбо может быть малоподвижным, и речь может иметь назальный оттенок. Часто возникает избыточное слюнотечение, а акты жевания и глотания затруднены.


Из-за нарушения функции артикуляционного аппарата дети с умеренной дизартрией страдают от тяжелого дефекта произношения. Речь таких детей обычно невнятная, смазанная и тихая. Артикуляция гласных затруднена из-за малоподвижности губ и языка, и гласные звуки "a" и "у" часто нечеткие, в то время как звуки "и" и "ы" могут смешиваться. Согласные звуки "п", "т", "м", "н", "к" и "х" чаще сохраняются, а звуки "ч" и "ц", "р" и "л" могут произноситься приближенно, с носовым выдохом и неприятным звуком. Ротовая струя, выдыхаемая при произнесении звуков, ощущается очень слабо. Звонкие согласные звуки часто заменяются глухими, а звуки в конце слова и в сочетаниях согласных часто опускаются.


В результате речь детей, страдающих умеренной дизартрией, может быть настолько непонятной, что они предпочитают не говорить вовсе. Это в сочетании с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) ограничивает опыт речевого общения для ребенка.

Дети с такими нарушениями не могут ходить в обычную школу. С такими нарушениями речи созданы специальные коррекционные школы.


Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии, известная как анартрия, характеризуется серьезным поражением мышц речевого аппарата, что приводит к полной бездеятельности органов речи. Дети, страдающие анартрией, имеют маскообразное лицо, опущенную нижнюю челюсть и постоянно открытый рот. Язык лежит неподвижно на дне ротовой полости, а движения губ сильно ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Ребенок с анартрией не может произносить слова и может издавать только нечленораздельные звуки.


Несмотря на отсутствие речи, дети с анартрией, при хорошем умственном развитии, могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь благодаря специальным логопедическим методам, они успешно овладевают навыками письма и учатся основным школьным предметам.


Одним из характерных признаков псевдобульбарной дизартрии у детей является сохранение ритмического контура слова при искаженном произношении звуков. Дети смогут правильно произносить двусложные и трехсложные слова, однако произнесение четырехсложных слов может быть затруднено. Кроме того, произношение стечений согласных может привести к выпадению одного или обоих согласных звуков в слове, а также к уподоблению слогов.


Если моторика артикуляционного аппарата нарушена, это может привести к неправильному восприятию речевых звуков. Недостаточный опыт артикуляции и отсутствие четкого кинестетического образа звука могут привести к проблемам в звуковом анализе, что может проявляться в разной степени в зависимости от степени нарушения речедвижения.


Однако большинство специальных заданий для определения уровня звукового анализа недоступны детям, страдающим дизартрией. Они могут испытывать трудности в правильном подборе картинок, начинающихся на заданный звук, создании слов, содержащих определенный звук, или анализе звукового состава слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года учившийся в обычной школе, может назвать неправильно звуки в словах "полка" и "кот", а при задании выбрать картинки, содержащие звук "б", может ошибаться, откладывая банку, барабан, подушку, платок, пилу и белку.


Дети с лучшим произношением обычно допускают меньше ошибок, когда отбирают картинки по заданному звуку, например, они могут правильно выбрать картинки "сумка", "оса", "самолет" и "шар" по звуку "с". Однако дети с анартрией не могут выполнять такие формы звукового анализа.


Лечение дизартрии

Лечение дизартрии зависит от ее причины и формы. Основная цель лечения состоит в восстановлении нормальной речевой функции пациента. Вот некоторые методы лечения дизартрии:

♦ Логопедические упражнения: это может быть одним из наиболее эффективных методов лечения дизартрии. Логопедические упражнения могут включать в себя тренировку мышц рта и языка, упражнения на произношение звуков и слов, а также тренировки на улучшение контроля голоса и ритма речи.

♦ Физическая терапия: это может быть полезным для пациентов с дизартрией, вызванной травмой или нервно-мышечной дистрофией. Физическая терапия может помочь улучшить мышечный тонус и силу, что в свою очередь улучшает контроль над речью.

♦ Лекарства: иногда лекарства могут помочь улучшить речевую функцию у пациентов с дизартрией. Например, лекарства могут помочь улучшить контроль над мышцами и уменьшить спазмы мышц, что может сделать речь более четкой и понятной.

♦ Хирургическое лечение: иногда хирургическое вмешательство может быть необходимо для лечения дизартрии, особенно в случаях, когда причиной является опухоль головного мозга или другие патологии, которые могут быть устранены оперативным путем.


В заключение: дизартрия - это серьезное нарушение речи, которое может повлиять на качество жизни пациента. Причиной дизартрии могут быть различные заболевания и повреждения мозга. Лечение дизартрии включает в себя различные методы, в зависимости от ее причины и формы. 


Чем раньше вы обратитесь к специалистам за помощью, тем лучше будет прогноз и результаты лечения

Записаться на приём