ПАНСИОНАТ РЕАЦЕНТР, ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НЕВРОЛОГИИ И РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ



• Задержка психического развития

Описание
•	Задержка психического развития

Признаки, причины, лечение ЗПР

Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых, по большей части детских, интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения.


Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.


Признаки задержки психического развития (ЗПР)


Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):


Незрелая эмоционально-волевая сфера:


Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось. Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».

Игровая деятельность у детей с ЗПР:


Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-­ролевого компонента. Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора.


В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента - он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.

Речевое развитие у детей с ЗПР:


Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы.

Записаться на приём


Важно помнить, что речь является основой интеллекта. Если ребенок не разговаривает - у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.


В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.

Двигательная активность у детей с ЗПР:


У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.


Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком», но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.

Бытовые навыки у детей ЗПР:


У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.

Учебные навыки у детей с ЗПР:


При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.

Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался, а напротив, с каждым годом все больше отставал от сверстников. В результате перед школой психиатр меняет ему диагноз на умственную отсталость.


Важно восстановить психическое развитие до школы, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию. В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в спец-школу для детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью.


Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью созданы специальные школы.


♦ Школы 7-го вида  


Это школы для детей с задержкой психического развития . У таких детей сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога, поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ. В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.


♦ Школы 8-го вида  


Это школы для детей с умственной отсталостью. После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ.


Причины ЗПР - задержки психического развития у детей


Некоторые «психологи», не имея медицинского образования, высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке. И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее», считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития. Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.


Причин ЗПР может быть несколько:


• гипоксия - головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода);

• тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы;

• повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление и мешает им работать.


Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР: в ряде случаев признаки задержки развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно­-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.


Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка психо-речевого развития.


Лечение задержки психического развития (ЗПР) 


Специалисты пансионата Реацентр Самара имеют большой опыт лечения и комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР). 


В основе метода лечения детей с ЗПР  лежит специальная  технология воздействии на биологически активные точки - проекции определенных зон мозга, отвечающих за способности к обучению и поведение ребенка. Данная технология носит название «Микротоковая рефлексотерапия». 


Лечение каждого ребенка проводится по индивидуальной программе. В результате лечения участки мозга, отвечающие за умственное развитие и поведение, начинают ускоренно восстанавливаться и развиваться. На этом этапе особенно важно обеспечить полноценное питание развивающихся нервных тканей, и начать процесс комплексной реабилитации (или абилитации).


«Реабилитация» - это, строго говоря, восстановление утраченных навыков. 

Чаще речь идет об «Абилитации», то есть приобретении новых навыков, пока не развитых у ребенка из-за наличия  неврологической патологии. Для простоты мы  обычно используем привычный для слуха термин «Реабилитация».


Нужно понимать, что Лечение токами и Комплексная реабилитация - это, по сути, два разных процесса, хоть они и происходят обычно одновременно, параллельно. 


Остановимся на каждом из процессов чуть более подробно.

.

♦ Лечение


Его цель - устранить причину задержки развития зон мозга, имеющих неврологические патологии, и запустить в них процесс восстановления. 


Лечение ЗПР ведется в следующих направлениях:


1. Активизация лобных долей.  Проводится для:

• развития логического мышления;

• формирования адекватного поведения;

• выработки бытовых навыков


2. Активизация Речевых зон мозга. Проводится для:

• улучшения понимания обращенной речи;

• развития фразовой речи;

• развития связной диалоговой речи


3. Активизация учебных зон мозга.  Проводится для:

• повышения интереса к учебному процессу;

• формирования навыков счета, чтения и письма;

• улучшения памяти и концентрации внимания


Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга проводится детям с избыточной двигательной активностью.


Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью.

Записаться на приём


♦ Комплексная реабилитация


Как было сказано выше, комплексная реабилитация нужна для того, чтобы "записать" в развивающиеся зоны мозга ребенка необходимую информацию, "научить" мозг правильно принимать, обрабатывать новые, непривычные для него сигналы и адекватно на них реагировать.


Процедуры в рамках комплексной реабилитации детей с ЗПР проводят профильные специалисты: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог.


Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки, и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, есть и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально - бытовых навыков.


♦ Коррекционные занятия для детей с ЗПР


Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой-маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы. Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-­следственных связей.


♦ Подготовка к школе


♦ Развитие связной речи у детей с ЗПР


Если у малыша, помимо задержки психического развития, задерживается развитие связной речи, то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа.


♦ Лекарственная терапия


После окончания курса лечения, то есть, в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии, ребенку назначается лекарственная терапия. Назначения выполняются лечащим врачом курса с учетом всех особенностей и состояния ребенка.


Следует понимать, почему и зачем применяется лекарстванная терапия, при том, что микротоковая рефлексотерапия относится к безмедикаментозным методам лечения.


Эффект от воздействия токами не прекращается после окончания лечения, он стабильный. В зонах мозга, на которые производилось воздействие, продолжается процесс развития нервных тканей. И это развитие необходимо поддерживать. 


Поэтому в перерывах между курсами детям подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).


Чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятность, что  ребенок догонит своих сверстников в развитии и сможет усваивать школьный материал!


При ЗПР психическое развитие ребенка отличается  неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.



Не тяните с решением, и не надейтесь, что всё как-нибудь само устроится. Действуйте! Это этого зависит будущее


Чтобы получить подробную информацию о лечении ЗПР, свяжитесь с нами любым удобным способом: по телефонам, мессенджерам, по e-mail: pansionat.reacenter@mail.ru, через чат или формы обратной связи на  сайте.

Записаться на приём

Описание
•	Задержка психического развития

Признаки, причины, лечение ЗПР

Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых, по большей части детских, интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения.


Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.


Признаки задержки психического развития (ЗПР)


Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):


Незрелая эмоционально-волевая сфера:


Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось. Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».

Игровая деятельность у детей с ЗПР:


Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-­ролевого компонента. Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора.


В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента - он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.

Речевое развитие у детей с ЗПР:


Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы.

Записаться на приём


Важно помнить, что речь является основой интеллекта. Если ребенок не разговаривает - у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.


В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.

Двигательная активность у детей с ЗПР:


У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.


Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком», но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.

Бытовые навыки у детей ЗПР:


У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.

Учебные навыки у детей с ЗПР:


При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.

Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался, а напротив, с каждым годом все больше отставал от сверстников. В результате перед школой психиатр меняет ему диагноз на умственную отсталость.


Важно восстановить психическое развитие до школы, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию. В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в спец-школу для детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью.


Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью созданы специальные школы.


♦ Школы 7-го вида  


Это школы для детей с задержкой психического развития . У таких детей сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога, поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ. В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.


♦ Школы 8-го вида  


Это школы для детей с умственной отсталостью. После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ.


Причины ЗПР - задержки психического развития у детей


Некоторые «психологи», не имея медицинского образования, высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке. И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее», считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития. Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.


Причин ЗПР может быть несколько:


• гипоксия - головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода);

• тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы;

• повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление и мешает им работать.


Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР: в ряде случаев признаки задержки развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно­-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.


Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка психо-речевого развития.


Лечение задержки психического развития (ЗПР) 


Специалисты пансионата Реацентр Самара имеют большой опыт лечения и комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР). 


В основе метода лечения детей с ЗПР  лежит специальная  технология воздействии на биологически активные точки - проекции определенных зон мозга, отвечающих за способности к обучению и поведение ребенка. Данная технология носит название «Микротоковая рефлексотерапия». 


Лечение каждого ребенка проводится по индивидуальной программе. В результате лечения участки мозга, отвечающие за умственное развитие и поведение, начинают ускоренно восстанавливаться и развиваться. На этом этапе особенно важно обеспечить полноценное питание развивающихся нервных тканей, и начать процесс комплексной реабилитации (или абилитации).


«Реабилитация» - это, строго говоря, восстановление утраченных навыков. 

Чаще речь идет об «Абилитации», то есть приобретении новых навыков, пока не развитых у ребенка из-за наличия  неврологической патологии. Для простоты мы  обычно используем привычный для слуха термин «Реабилитация».


Нужно понимать, что Лечение токами и Комплексная реабилитация - это, по сути, два разных процесса, хоть они и происходят обычно одновременно, параллельно. 


Остановимся на каждом из процессов чуть более подробно.

.

♦ Лечение


Его цель - устранить причину задержки развития зон мозга, имеющих неврологические патологии, и запустить в них процесс восстановления. 


Лечение ЗПР ведется в следующих направлениях:


1. Активизация лобных долей.  Проводится для:

• развития логического мышления;

• формирования адекватного поведения;

• выработки бытовых навыков


2. Активизация Речевых зон мозга. Проводится для:

• улучшения понимания обращенной речи;

• развития фразовой речи;

• развития связной диалоговой речи


3. Активизация учебных зон мозга.  Проводится для:

• повышения интереса к учебному процессу;

• формирования навыков счета, чтения и письма;

• улучшения памяти и концентрации внимания


Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга проводится детям с избыточной двигательной активностью.


Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью.

Записаться на приём


♦ Комплексная реабилитация


Как было сказано выше, комплексная реабилитация нужна для того, чтобы "записать" в развивающиеся зоны мозга ребенка необходимую информацию, "научить" мозг правильно принимать, обрабатывать новые, непривычные для него сигналы и адекватно на них реагировать.


Процедуры в рамках комплексной реабилитации детей с ЗПР проводят профильные специалисты: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог.


Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки, и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, есть и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально - бытовых навыков.


♦ Коррекционные занятия для детей с ЗПР


Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой-маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы. Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-­следственных связей.


♦ Подготовка к школе


♦ Развитие связной речи у детей с ЗПР


Если у малыша, помимо задержки психического развития, задерживается развитие связной речи, то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа.


♦ Лекарственная терапия


После окончания курса лечения, то есть, в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии, ребенку назначается лекарственная терапия. Назначения выполняются лечащим врачом курса с учетом всех особенностей и состояния ребенка.


Следует понимать, почему и зачем применяется лекарстванная терапия, при том, что микротоковая рефлексотерапия относится к безмедикаментозным методам лечения.


Эффект от воздействия токами не прекращается после окончания лечения, он стабильный. В зонах мозга, на которые производилось воздействие, продолжается процесс развития нервных тканей. И это развитие необходимо поддерживать. 


Поэтому в перерывах между курсами детям подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).


Чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятность, что  ребенок догонит своих сверстников в развитии и сможет усваивать школьный материал!


При ЗПР психическое развитие ребенка отличается  неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.



Не тяните с решением, и не надейтесь, что всё как-нибудь само устроится. Действуйте! Это этого зависит будущее


Чтобы получить подробную информацию о лечении ЗПР, свяжитесь с нами любым удобным способом: по телефонам, мессенджерам, по e-mail: pansionat.reacenter@mail.ru, через чат или формы обратной связи на  сайте.

Записаться на приём