• Ранний детский аутизм

ПАНСИОНАТ РЕАЦЕНТР, ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НЕВРОЛОГИИ И РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ



• Ранний детский аутизм

Описание

Ранний детский аутизм (РДА) – сложное нарушение развития, которое характеризуется искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями РДА являются:


♦ избегание контактов с людьми;

♦ замкнутость;

♦ извращенные сенсорные реакции;

♦ стереотипность поведения;

♦ нарушения речевого развития. 


Ранний детский аутизм: симптомы, признаки, лечение


Ранний детский аутизм (РДА) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. В некоторых случаях РДА сочетается с умственной отсталостью. 


Ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет (отсюда и название: «ранний»). Если у ребенка отклонения начинаются относительно поздно, в старшем дошкольном возрасте, то причины отклонений в поведении нужно искать в чем - то другом, прежде всего в шизофрении.


Причины раннего детского аутизма

Причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны. Существует множество гипотез и теорий происхождения РДА, среди них:


♦ Генная теория. Связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8-9 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с РДА чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы и другие.

♦ Тератогенная теория. Согласно этой теории биологические повреждения ЦНС плода могут быть вызваны различными экзогенными и средовыми факторами, воздействующими на организм беременной на ранних сроках. Такими тератогенами могут быть компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, РДА может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.


♦ Альтернативные теории.  Связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. 


В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи. Однако свежие исследования не смогли однозначно подтвердить или опровергнуть причинно-следственную связь между прививкой и данным заболеванием.


Классификация раннего детского аутизма

 

Ранний детский аутизм входит в группу общих нарушений психического развития, при которых страдают социально - бытовые навыки. С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме принято выделять 4 группы детей:

 

♦ с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания);

♦ с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность);

♦ с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким);

♦ со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).


 

Симптомы раннего детского аутизма


Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: 

♦ избегание ребенком контактов с людьми

♦ неадекватные сенсорные реакции

♦ стереотипии поведения

♦ нарушения речевого развития и вербальной коммуникации


Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.


Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий свет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг.


Иногда дети - аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.


У детей - аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Речевое развитие и формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.


Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.).


Лечение раннего детского аутизма


Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что «вылечить» ранний детский аутизм нельзя. На этом основании зачастую родителей детей - аутистов убеждают в бесперспективности их усилий. Однако, наш многолетний опыт лечения и комплексной реабилитации свидетельствует о совершенно обратном: проявления аутизма можно существенно сгладить, возбудимость и стереотипность - снизить, а речевые и социальные навыки - развить.


Более подробно о лечении аутизма, в том числе раннего детского аутизма, читайте здесь.

Записаться на приём


Важно своевременно приступить к лечению аутизма и РДА


Чем больше времени упущено – тем хуже могут оказаться в конечном итоге результаты. Начинайте сейчас!

Описание

Ранний детский аутизм (РДА) – сложное нарушение развития, которое характеризуется искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями РДА являются:


♦ избегание контактов с людьми;

♦ замкнутость;

♦ извращенные сенсорные реакции;

♦ стереотипность поведения;

♦ нарушения речевого развития. 


Ранний детский аутизм: симптомы, признаки, лечение


Ранний детский аутизм (РДА) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. В некоторых случаях РДА сочетается с умственной отсталостью. 


Ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет (отсюда и название: «ранний»). Если у ребенка отклонения начинаются относительно поздно, в старшем дошкольном возрасте, то причины отклонений в поведении нужно искать в чем - то другом, прежде всего в шизофрении.


Причины раннего детского аутизма

Причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны. Существует множество гипотез и теорий происхождения РДА, среди них:


♦ Генная теория. Связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8-9 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с РДА чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы и другие.

♦ Тератогенная теория. Согласно этой теории биологические повреждения ЦНС плода могут быть вызваны различными экзогенными и средовыми факторами, воздействующими на организм беременной на ранних сроках. Такими тератогенами могут быть компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, РДА может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.


♦ Альтернативные теории.  Связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. 


В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи. Однако свежие исследования не смогли однозначно подтвердить или опровергнуть причинно-следственную связь между прививкой и данным заболеванием.


Классификация раннего детского аутизма

 

Ранний детский аутизм входит в группу общих нарушений психического развития, при которых страдают социально - бытовые навыки. С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме принято выделять 4 группы детей:

 

♦ с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания);

♦ с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность);

♦ с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким);

♦ со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).


 

Симптомы раннего детского аутизма


Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: 

♦ избегание ребенком контактов с людьми

♦ неадекватные сенсорные реакции

♦ стереотипии поведения

♦ нарушения речевого развития и вербальной коммуникации


Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.


Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий свет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг.


Иногда дети - аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.


У детей - аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Речевое развитие и формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.


Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.).


Лечение раннего детского аутизма


Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что «вылечить» ранний детский аутизм нельзя. На этом основании зачастую родителей детей - аутистов убеждают в бесперспективности их усилий. Однако, наш многолетний опыт лечения и комплексной реабилитации свидетельствует о совершенно обратном: проявления аутизма можно существенно сгладить, возбудимость и стереотипность - снизить, а речевые и социальные навыки - развить.


Более подробно о лечении аутизма, в том числе раннего детского аутизма, читайте здесь.

Записаться на приём


Важно своевременно приступить к лечению аутизма и РДА


Чем больше времени упущено – тем хуже могут оказаться в конечном итоге результаты. Начинайте сейчас!