• Задержка умственного развития

ПАНСИОНАТ РЕАЦЕНТР, ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НЕВРОЛОГИИ И РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ



• Задержка умственного развития

Описание

Задержка умственного, интеллектуального развития: причины, диагностика, лечение

Умственная отсталость, или задержка умственного развития - это врожденная или приобретенная в период развития задержка либо неполное развитие психики, которое проявляется, прежде всего, как нарушение интеллекта, а также  эмоций, воли, речи и моторики.


Причины умственной отсталости

Список причин умственной отсталости очень обширен, и он все еще продолжает пополняться. Наиболее распространенными из известных являются:


Инфекции во время беременности:


• ВИЧ;
• Токсоплазмоз;
• Простой герпес;
• Краснуха;
• Сифилис;
• ЦМВ-инфекция

Поведенческие проблемы во время беременности:

 
• Курение;
• Использование лекарственных средств, употребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
• Недоедание;
• Воздействие некоторых заболеваний во время беременности


Проблемы при рождении:

 
• Преждевременные роды или низкий вес новорожденного;
• Недостаток кислорода для ребенка во время родов;
• Травмирование ребенка во время родов

Факторы в детстве:

• Дефицит питательных веществ;
• Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг - менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
• Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
• Травмы головы или утопление;
• Социальные факторы;

• Недостаток образования


Ребенок может иметь высокий риск задержки умственного развития не только по любой из перечисленных выше причин, но и по ряду других, в том числе из-за умственной отсталости членов семьи. 


Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом «Умственная отсталость» наиболее успешно лечатся в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что интеллектуальное здоровье вашего ребенка в опасности - обращайтесь к врачу. Записаться на приём


Слабоумие


Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, но и пропадает способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний. В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей). Слабоумие может приобретать различные формы, в том числе:


Органическая деменция


Приобретенная форма слабоумия у детей называется Органической деменцией. Основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Деменция у детей характеризуется снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков и усвоенных знаний, нарушением речи и письма, невозможностью самообслуживания. В тяжелых случаях наблюдается временная и пространственная дезориентация.


Деменция, то есть умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Именно поэтому особенно важно диагностировать заболевание на самых ранних этапах, когда прогноз развития ребенка еще не стал окончательно неблагоприятным. Лечение деменции у детей направлено на основную причину заболевания (Метод МТРТ), коррекцию поведения и развитие социальных навыков (Комплексная реабилитация)    


Шизофреническое слабоумие


Шизофреническое слабоумие (везаническое, апатическое, атактическое, транзисторное) - расстройство интеллекта, типичное для заболеваний шизофренического спектра, при которых нет глубоких органических поражений. Оно характеризуется  интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.


Умственная отсталость, которая сопровождается текущим психическим заболеванием, в медицинской практике считается довольно тяжелым случаем. В отношении лечения шизофренического слабоумия у взрослых пациентов специалисты не формируют благоприятного прогноза. Но даже у них, при правильно подобранном комплексном лечении заболевание удается пусть и не ликвидировать в полной мере, но значительно замедлить его развитие.


В отличии от взрослых, лечение  шизофренического слабоумия у детей может иметь более благоприятные перспективы, но только если вовремя диагностировать проблему. Тщательно подобранная индивидуальная комплексная программа, вовремя начатое лечение может иметь благоприятный исход, хотя в такой ситуации, увы, гарантии дать не сможет никто.


Эпилептическое слабоумие


Эпилептическое слабоумие  выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).


Программа лечения ребенка с данным диагнозом подбирается строго индивидуально: лечение зависит от множества факторов - возраста, степени тяжести эпилепсии, причин ее развития. При благоприятном исходе лечения и комплексной реабилитации когнитивные способности ребенка могут быть улучшены, поведенческие и эмоциональные нарушения ослаблены, достигнут приемлемый уровень социальной адаптации.


Лечение эпилептического слабоумия методом микротоковая рефлексотерапия возможно только в стадии длительной ремиссии (отсутствие судорог на протяжении шести и более месяцев). Но только одного этого (факта ремиссии) недостаточно для принятия решения о возможности проведения лечения. В общем случае, при наличии очагов пароксизмальной активности вблизи зон воздействия лечение методом МТРТ противопоказано. Поэтому клиники Реацентра, включая пансионат Реацентр Самара, вправе  отказать в лечении пациентам с данным диагнозом. 


Олигофрения


Это врожденное заболевание («олигофрения» от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум). Дети с олигофрения - это дети умственно отсталые. Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения - это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. 


Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.


Данное расстройство не поддается терапии, но при относительно легкой степени тяжести хороший результат оказывает коррекционная работа.


Что нужно знать об умственной отсталости у детей


В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы и идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.


Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.


Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.


У умственно отсталых детей - дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности - игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.


Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.


У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.


Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.


Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. 


Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.


Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.


Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.


Интеллектуальная инвалидность


Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития - инвалидности - может варьироваться, она может быть легкой, средней, тяжелой или глубокой.


Симптомы интеллектуальной инвалидности

 

Симптомы интеллектуальной инвалидности появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Следует иметь ввиду, что кроме интеллектуальной инвалидности, симптомы могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями. 


Симптомы включают в себя следующее:


• Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;

• Трудности в общении с другими людьми;

• Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;

• Проблема с обучением в школе;

• Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;

• Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;

• Неспособность логически мыслить



Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:

 
Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 50-70)


• Развитие медленнее, чем у большинства детей;

• Нет необычных физических признаков;

• Может обучиться практическим навыкам;

• Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;

• Нормальные социальные контакты;

• Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни


Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 35-49)

 
• Заметные задержки развития, особенно речи;

• Может иметь необычные физические признаки;

• Можно обучить простому общению;

• Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;

• Может выполнять простые действия;

• Можно обучить выполнять контролируемые задачи;

•  Могут отправляться одни в знакомые места


Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 20-34)


• Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;

• Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;

• Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;

• Может быть обучен простым навыкам самопомощи;

• Потребность социального руководства и контроля


 
Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности (IQ <20)


• Значительная задержка развития во всех областях;

• Врожденные аномалии;

• Требует постоянного присмотра;

• Требуется постоянный уход;

• Неспособность к самообслуживанию



Диагностика интеллектуальной инвалидности


Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально, и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:


 
Тест на интеллект. IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже.


Адаптивное поведение. Изучаются навыки, которые необходимы для функционирования в повседневной жизни, в том числе:

• Чтение и письмо;

• Социальные навыки, включая такие как ответственность и чувство собственного достоинства;

• Практические навыки, а именно способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.


Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности, или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.


Лечение задержки интеллектуальной инвалидности


Как уже неоднократно говорилось выше, лечение является наиболее эффективным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:

 
♦ Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;

♦ Консультирование по семейным вопросам;

♦ Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;

♦ Специальные образовательные программы;

♦ Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;

♦ Работа с тренером;

♦ Обучение социальным навыкам;

♦ Обучение самообслуживанию.


Профилактика интеллектуальной инвалидности


Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:

 
Во время беременности

♦ Если вы курите, нужно бросить;

♦ Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;

♦ Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;

♦ Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;

♦ Регулярно посещайте врача

После рождения

♦ Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;

♦ Вовремя прививайте ребенка;

♦ Регулярно посещайте педиатра;

♦ Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;

♦ Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;

♦ Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;

♦ Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.


Обнаружили у ребенка симптомы задержки умственного развития? Обращайтесь к врачу немедленно


Помните: только при ранней диагностике и своевременном начале лечения имеется благоприятный прогноз. Чтобы получить подробную информацию о лечении задержки умственного, интеллектуального развития, свяжитесь с нами любым удобным способом: по телефонам, мессенджерам, по e-mail: pansionat.reacenter@mail.ru, через чат или формы обратной связи на  сайте.

Записаться на приём

Описание
•	Задержка умственного развития

Задержка умственного, интеллектуального развития: причины, диагностика, лечение

Умственная отсталость, или задержка умственного развития - это врожденная или приобретенная в период развития задержка либо неполное развитие психики, которое проявляется, прежде всего, как нарушение интеллекта, а также  эмоций, воли, речи и моторики.


Причины умственной отсталости

Список причин умственной отсталости очень обширен, и он все еще продолжает пополняться. Наиболее распространенными из известных являются:


Инфекции во время беременности:


• ВИЧ;
• Токсоплазмоз;
• Простой герпес;
• Краснуха;
• Сифилис;
• ЦМВ-инфекция

Поведенческие проблемы во время беременности:

 
• Курение;
• Использование лекарственных средств, употребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
• Недоедание;
• Воздействие некоторых заболеваний во время беременности


Проблемы при рождении:

 
• Преждевременные роды или низкий вес новорожденного;
• Недостаток кислорода для ребенка во время родов;
• Травмирование ребенка во время родов

Факторы в детстве:

• Дефицит питательных веществ;
• Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг - менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
• Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
• Травмы головы или утопление;
• Социальные факторы;

• Недостаток образования


Ребенок может иметь высокий риск задержки умственного развития не только по любой из перечисленных выше причин, но и по ряду других, в том числе из-за умственной отсталости членов семьи. 


Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом «Умственная отсталость» наиболее успешно лечатся в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что интеллектуальное здоровье вашего ребенка в опасности - обращайтесь к врачу. Записаться на приём


Слабоумие


Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, но и пропадает способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний. В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей). Слабоумие может приобретать различные формы, в том числе:


Органическая деменция


Приобретенная форма слабоумия у детей называется Органической деменцией. Основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Деменция у детей характеризуется снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков и усвоенных знаний, нарушением речи и письма, невозможностью самообслуживания. В тяжелых случаях наблюдается временная и пространственная дезориентация.


Деменция, то есть умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Именно поэтому особенно важно диагностировать заболевание на самых ранних этапах, когда прогноз развития ребенка еще не стал окончательно неблагоприятным. Лечение деменции у детей направлено на основную причину заболевания (Метод МТРТ), коррекцию поведения и развитие социальных навыков (Комплексная реабилитация)    


Шизофреническое слабоумие


Шизофреническое слабоумие (везаническое, апатическое, атактическое, транзисторное) - расстройство интеллекта, типичное для заболеваний шизофренического спектра, при которых нет глубоких органических поражений. Оно характеризуется  интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.


Умственная отсталость, которая сопровождается текущим психическим заболеванием, в медицинской практике считается довольно тяжелым случаем. В отношении лечения шизофренического слабоумия у взрослых пациентов специалисты не формируют благоприятного прогноза. Но даже у них, при правильно подобранном комплексном лечении заболевание удается пусть и не ликвидировать в полной мере, но значительно замедлить его развитие.


В отличии от взрослых, лечение  шизофренического слабоумия у детей может иметь более благоприятные перспективы, но только если вовремя диагностировать проблему. Тщательно подобранная индивидуальная комплексная программа, вовремя начатое лечение может иметь благоприятный исход, хотя в такой ситуации, увы, гарантии дать не сможет никто.


Эпилептическое слабоумие


Эпилептическое слабоумие  выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).


Программа лечения ребенка с данным диагнозом подбирается строго индивидуально: лечение зависит от множества факторов - возраста, степени тяжести эпилепсии, причин ее развития. При благоприятном исходе лечения и комплексной реабилитации когнитивные способности ребенка могут быть улучшены, поведенческие и эмоциональные нарушения ослаблены, достигнут приемлемый уровень социальной адаптации.


Лечение эпилептического слабоумия методом микротоковая рефлексотерапия возможно только в стадии длительной ремиссии (отсутствие судорог на протяжении шести и более месяцев). Но только одного этого (факта ремиссии) недостаточно для принятия решения о возможности проведения лечения. В общем случае, при наличии очагов пароксизмальной активности вблизи зон воздействия лечение методом МТРТ противопоказано. Поэтому клиники Реацентра, включая пансионат Реацентр Самара, вправе  отказать в лечении пациентам с данным диагнозом. 


Олигофрения


Это врожденное заболевание («олигофрения» от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум). Дети с олигофрения - это дети умственно отсталые. Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения - это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. 


Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.


Данное расстройство не поддается терапии, но при относительно легкой степени тяжести хороший результат оказывает коррекционная работа.


Что нужно знать об умственной отсталости у детей


В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы и идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.


Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.


Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.


У умственно отсталых детей - дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности - игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.


Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.


У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.


Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.


Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. 


Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.


Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.


Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.


Интеллектуальная инвалидность


Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития - инвалидности - может варьироваться, она может быть легкой, средней, тяжелой или глубокой.


Симптомы интеллектуальной инвалидности

 

Симптомы интеллектуальной инвалидности появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Следует иметь ввиду, что кроме интеллектуальной инвалидности, симптомы могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями. 


Симптомы включают в себя следующее:


• Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;

• Трудности в общении с другими людьми;

• Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;

• Проблема с обучением в школе;

• Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;

• Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;

• Неспособность логически мыслить



Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:

 
Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 50-70)


• Развитие медленнее, чем у большинства детей;

• Нет необычных физических признаков;

• Может обучиться практическим навыкам;

• Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;

• Нормальные социальные контакты;

• Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни


Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 35-49)

 
• Заметные задержки развития, особенно речи;

• Может иметь необычные физические признаки;

• Можно обучить простому общению;

• Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;

• Может выполнять простые действия;

• Можно обучить выполнять контролируемые задачи;

•  Могут отправляться одни в знакомые места


Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности (IQ 20-34)


• Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;

• Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;

• Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;

• Может быть обучен простым навыкам самопомощи;

• Потребность социального руководства и контроля


 
Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности (IQ <20)


• Значительная задержка развития во всех областях;

• Врожденные аномалии;

• Требует постоянного присмотра;

• Требуется постоянный уход;

• Неспособность к самообслуживанию



Диагностика интеллектуальной инвалидности


Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально, и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:


 
Тест на интеллект. IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже.


Адаптивное поведение. Изучаются навыки, которые необходимы для функционирования в повседневной жизни, в том числе:

• Чтение и письмо;

• Социальные навыки, включая такие как ответственность и чувство собственного достоинства;

• Практические навыки, а именно способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.


Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности, или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.


Лечение задержки интеллектуальной инвалидности


Как уже неоднократно говорилось выше, лечение является наиболее эффективным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:

 
♦ Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;

♦ Консультирование по семейным вопросам;

♦ Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;

♦ Специальные образовательные программы;

♦ Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;

♦ Работа с тренером;

♦ Обучение социальным навыкам;

♦ Обучение самообслуживанию.


Профилактика интеллектуальной инвалидности


Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:

 
Во время беременности

♦ Если вы курите, нужно бросить;

♦ Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;

♦ Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;

♦ Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;

♦ Регулярно посещайте врача

После рождения

♦ Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;

♦ Вовремя прививайте ребенка;

♦ Регулярно посещайте педиатра;

♦ Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;

♦ Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;

♦ Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;

♦ Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.


Обнаружили у ребенка симптомы задержки умственного развития? Обращайтесь к врачу немедленно


Помните: только при ранней диагностике и своевременном начале лечения имеется благоприятный прогноз. Чтобы получить подробную информацию о лечении задержки умственного, интеллектуального развития, свяжитесь с нами любым удобным способом: по телефонам, мессенджерам, по e-mail: pansionat.reacenter@mail.ru, через чат или формы обратной связи на  сайте.

Записаться на приём